Съемки программы "Девятый вал"
Сентябрь 2001


From: "Aleksandr Klein" <qwickly@te.net.ua>
Date: Sat, 29 Sep 2001 18:12:24 +0400

Первый вариант отчёта Лены был опубликован на листах и вызвал довольно бурную дискуссию. Текст ниже, по словам автора, представляет из себя "издание дополненное и переработанное, написанное после выхода из эмоционального шторма и после знакомства с дополнительными фактами". -- БВ

Позвольте представить Вашему вниманию отчет о прошедших съемках "9-го вала". Прошлый отчет перед выставлением на лист был послан на рецензию господину Бурде. Борис Оскарович ответил, что цензура здесь неуместна - можно писать обо всем, что было. Ну, что ж, пишу. Замечу, как водится, что все, не имеющее особых сносок, является МОИМ ЛИЧНЫМ МНЕНИЕМ. Поехали...

Команду на судне этом
составляют гвардейцы духа
всех времен и любых кровей.
Открыватели многих истин,
консультанты по раритетам,
очевидцы больших событий,
собеседники королей.
(М.К. Щербаков)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Среда. Рабочий день. Но, отпросившись на работе, вытягивая отпуска, срываясь с лекций и уроков, в Киеве собрались знатоки для очередных съемок "9 вала". Безуспешные попытки дозвониться до штаба, чтоб узнать место проживания, привели меня, Романа Морозовского, Леонида Климовича, Александру Индрицан, к мысли, что телефон - это хорошо, но "... ехать надо". Туристы со стажем Климович и Морозовский, работник одесского авиаотряда Индрицан применив профессиональные навыки и используя Елену Клейн в качестве того языка, который до Киева доведет, вскоре нашли штаб. Где получили указания разбиться на мелкие группы - "украинцы" отправились в гостиницу радиозавода, а гости нашего государства разъехались по снятым для них квартирам. Все дешевле, чем с пятикратной накруткой в гостинице платить... Впрочем, это касалось только иностранцев, специально приглашенных телегруппой. Белорус Женя Миротин жил в гостинице за свои. Не смотря на некоторые накладки с поисками места проживания, к 17.00 все уже расселились и приехали на "Укртелефильм".

Собравшиеся узнали, что игра пойдет по новым правилам. Теперь игра стала жестче, а выигрыш, номинально увеличившийся, при реальной игре резко уменшился. Итак, правила.

На первые 6 вопросов компьютер произвольным образом выбирает из находящихся на палубе участников 4 игроков на каждый конкретный вопрос. Соответственно, на первый - выбор идет из 24-х человек, на 5-й из 8-ми оставшихся. Выбраные компом игроки спускаются к игровым местам и для них звучит вопрос. Структура вопроса такова: даны 4 блока фактов по одному объекту. Если вы отвечаете после первого блока, то зарабатываете в ОБЩИЙ призовой фонд 1 тысячу гривен. Если после второго блока - то 600 гривен, после третьего - 300, после четвертого - 0. Если вы решились нажать на кнопку после второго вопроса - дело ваше, вы, допустим, опередили соперников, и заработали 600 гривен, но ваша кнопка блокируется. До тех пор, пока все ваши соперники не дадут ответов. Кстати, правильный ответ сообщается только после прочтения всего вопроса. Так что ответивший стоит и сомневается - попал? не попал?

Ответивший правильно первым не зависимо от суммы взноса в призовой фонд переходит во второй тур, а проигравшие спускаются в трюм, где имеют душеспасительную беседу с трюмным Котом на тему "Ай. как нехорошо проигрывать!!!" На место проигравших забегают Юнги в желтых маечках. По идее, им и играть в следующих съемках.

Во втором туре ставка начинается с 1500 гривен, а вопрос состоит из пяти блоков. Два вопроса второго тура (по три финалиста на каждый) определяют двоих счастливчиков, которых будет заливать вал девятый.

Третий тур - 9-й вал - отличается тем, что:

  1. Один из 7-ми фактов заведомо ложен. Какой - неизвестно.
  2. Можно давать ответ по очереди с соперником - ты нажал, заблокировался, он нажал - ты свободен, а он в блоке.
  3. Все, что было нажито честным трудом за предыдущие 8 вопросов выставленно на кон и неудержимо убывает. После первого блока - на 10 %, после второго - на 20 от остатка, после третьего - не то на 30. не то на 40... Короче, к правильному ответу много уже не остается. Так, гривен 150-200 в среднем. Но главное не деньги, а Бронзовая рыбка, получаемая победителем, и дающая право на игру раз в полгода за серебрянную рыбку. Двое серебрянорыбных вообще будут играть на суперприз.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

10 утра. Народ сползается ускоренными темпами на студию. Как известно, женщина на корабле - к несчастью. Видимо, наличие порядка десяти женщин в конечном итоге привело к длительной задержке. Я не знаю, что случилось на самом деле. Информация из разных источников предлагает различные версии - от "Денег не было" до "Какая-то важная штука сломалась" и "Свет не выставлялся".

Во всем надо искать хорошие стороны. Зато народ наобщался вдоволь, сыграв во все, что мог - за это время происходят чемпионатики по "Свояку","Тройке", "Контакту"... Знатоки не тратят время зря :-).

14.00. Гримируют первых 24-х матросов.

20.00. Мы заходим в студию.

21.00. Начинается съемка прогона. Холодно. Постоянные паузы. Звукооператор должен включать 5-ти секундную музычку после удара рынды. Но он не кнопочник, и среди публики заключаются пари: на сколько он опаздает, раньше чем через 5-6 секунд он не успевает. Прогон - он и есть прогон. Все довыставляется и доотлаживается. Без этого игра не получится.

22.30. - 23.00. Всех кормят ВКУСНЫМ горячим обедом. За что большое спасибо. Кстати, как верно заметил Наталья Турченко: "А на каких еще съемках вас кормили?" Действительно, на Брейне разных мастей и на "Великолепной семерке" не кормят.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

10 утра. Все опять на местах. Съемки начались в 14.00. Отсняли три передачи. И несколько моментов прогона.

Последняя съемка за день. Тринадцатый час подряд в студии. Снимается передача к юбилею "Интера" - канала, по которому пойдет эта программа. В финале Борис Брукман и свеженький ведущий интера. Вопрос:

  1. Её любил А.С. Пушкин. (Ой, проще сказать, кого он НЕ любил...)
  2. Её фамилия схожа по звучанию с названием столярного инструмента. (Ведущий "Интера" жмет и отвечает "Керн" - но это, конечно, обещанная в финальном вопросе лажа.)
  3. Она стала многодетной матерью. (Н-да... На Керн не тянет. Кнопка работает тлько у Брукмана)
  4. Её любили поэты и бандиты. (Господи, кто же это?!)
  5. Под её корабликом сняли и "Место встречи изменить нельзя"и "Приключения капитана Врунгеля" (Время позднее. Брукман уставший. Тут дай Бог услышать, что ведущий сказал сейчас, а о том, чтоб вспомнить прозвучавшее две минуты назад уже речи нет... Борис отвечает "Одесская киностудия". Любил её Пушкин...)
Кнопка Брукмана блокируется, кнопка интеровца разблокируется, и он резонно отвечает "Одесса", выигрывая рыбку и 960 гривен.

Деньги он тут же завещает победителю следующей игры, каковым становится Брукман. Все вернулось на круги своя.

Память для игроков - вещь необходимая. Надо её тренировать.Если кто-то из игроков, которые, кроме последней съемки, были людьми интеллигентными, называя себя, смотрел не на камеру, а на ведущего, задающего вопрос: "Назовите себя" - чисто по привычке смотреть на собеседника, вполне можно было схлопотать, например, такое высказывание:"Тут Олейник (режиссер передачи) вспоминает, что когда снимал фильм о дебилах в детском доме, так они были понятливей." ВСЕ УСТАЛИ. Все нервничают. Потому как не успеваем. Грустно.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

За запланированное время снять пять передачь не успели. Поэтому те, кто остался, перекантовавшись ночь в доплаченной телегруппой гостинице или на квартире у иностранцев съезжаются на съемки. Ряды заметно поредели. Зато принесл систему для "Свояка" на 4 кнопки, и народ режется навылет в него, почем зря.

Людей не хватает. Видимо, отсутствием президента киевского клуба, Галины Бабенко, уехавшей с детьми на этап кубка Украины по "ЧГК" среди школьников,можно объяснить тот факт, что клуб не смог помочь массовкой. Планируется, что некоторые из вылетевших в трюм переоденутся и забегут юнгами.

Приходит Бурда, и сообщает: "Сейчас приедут желтопузики, (так назвали юнг из-за цвета маек). 30 человек!"

Они таки приехали. Это дети из киевского лицея, которых, как выяснилось позже, привлекли на условии: "5 гривен + горячий обед". Милые детки захаркали все сидячие места, громогласно повысказывались на тему, что "интеллект-шоу LG лучше - там платят больше", и так далее.

В первой игре они отбегали свое как юнги, а на вторую их посадили играть. Понятно, что снимать передачу с одними и теми же лицами не интересно. Но каждый нормальный игрок хотел бы сыграть 6 передачь из 5. Иначе он не был бы игроком. А тут на заложенное в расчеты место прокрадывается какой-то лицеист. Это сегодня можно спокойно рассматривать сложившуюся ситуацию. А тогда кое-кто обиделся, накричав на первого, кто попался на глаза - Паевского, который ни в чем виноват не был, и именно его стараниями все приехавшие сыграли не менее двух игр. А некоторые - я, например, - и больше.

Отнюдь не в самых вежливых выражениях режиссер сообщил, ЧТО ИГРАЮЩИХ НА ПОСЛЕДНЮЮ СЪЕМКУ ОТБИРАЕТ ОН. Количество обиженых увеличилось. Тут можно рефреном писать - все устали, все устали...

И еще. Когда на Брейне Козлов решает, кого выпускать, а кого нет - никто не возникает. Почему? Да потому, что все привыкли к изначально установленной системе. А тут Леша со своим человеческим подходом народ разбаловал.

Тыкая пальцем в того или иного человека, Олейников объявлял приговор. Набрав таким образом 24 человека, большая часть из которых - ученики того самого лицея. Кое-кто в порыве страсти заявил, что играть юнгу не будет, не для того сюда приехал. А кто-то молча оделся "желтопузиком" и получил море удовольствия, наблюдая со стороны за игрой, и чувствуя себя просто гением по сравнению с играющими.

Вопрос для финалистов уже был приведен выше. А вот примеры двух вопросов первого тура, один из них прозвучал на "знаточеской" съемке, а второй - на "лицеистской".

Вот пример вопроса для знатоков:

  1. Он может держать электропровод, если сильно не дергать.
  2. Фирму с ним на торговой марке основал мушкетер.
  3. Он очень любит собак - ну прямо хоть в воду не заходи.
  4. Не помню, но что-то, по уровню напоминающее: друга одного из них звали Чебурашка.

А вот вопрос для лицеистов:

  1. Этот человек сейчас находится в Киеве, и должен решить один весьма непростой вопрос для себя. В его жизни наступил критический момент. (Идет версия типа Президент Кучма)
  2. Он одет в тельняшку, перед ним тумбочка с кнопкой. (Версия - это один из нас, стоящих здесь, дается парнем из киевского клуба) (Вторая версия - это игрок Армении, сидящий на трибуне) Отвечать может только одна девочка. Все остальные заблокированы.
  3. Для того, чтоб стать победителем, практически достаточно просто нажать на кнопку перед собой. (Девочка молчит, ждет следующей реалии)
  4. Ну кто это может быть, если у троих остальных шансов уже нет? (Девочка: Может, я?)
Слава тебе, Господи. Разрешилось!

Ну а теперь о вещах, как мне кажется, печальных. После окончания съемок выяснилось, что знатоки - именно они, так как детей раздевали гримеры - прикарманили несколько тельняшек и пару-тройку желтых маек. За все это, взятое на память забывчивыми знатоками, заплатила из своего кармана костюмер. Зарплата у неё не бог весть какая. А она с таким сочувствием относилась к знатокам...

Мы, конечно, самые умные, самые классные, крутые и нужные. Но иногда полезно посмотреть и на тех, кто рядом, хотя и не с нами. Думаю, что гостиница "Академическая" отказалась от приема знатоков после предыдущих съемок не просто так. К сожалению. Я не говорю, что кто-то что-то увез на память из гостиницы, просто тусуемся мы по ночам, часто не думая об окружающих. А потом получаем соответствующее отношение.

Мы, несомненно, научимся играть и в эту игру. И это одна из немногих возможностей увидеть в одном месте и пообщаться с представителями ближнего зарубежья, которых знаешь давно, а видишь редко. Итак, если вы прошли закалку в горниле московского брейна, готовы к требованиям телевизионщиков, попаданию на "не свой" вопрос при единственном шансе... Если вам дорого общение с умными людьми и хватит денег на билеты и гостиницу...

Приезжайте на 9 вал. Вдруг, повезёт?
Приедем - посмотрим!
Я постараюсь.

Удачи! Елена Клейн. <qwickly@rambler.ru>



Date: Sat, 29 Sep 2001 12:42:26 +0300
From: Alexey & Olga Payevskiye <adamanta@mac.com>

Привет!!!

По договоренности с Вейцманом, я выставляю отчет для Летописи. Копию посылаю тебе. После выхода из эмоционального штопора он уже несколько сменил ориентацию. Чтоб мне не пришлось опять извиняться, пожалуйста, прочти и отрецензируй.

Прочел. Рецензировать не буду -- если все будет хорошо, напишу отчет "со своей стороны баррикад". Замечу, что ВСЕ вопросы делались заранее, и на игру школьников пошло то, что осталось на 5-ю игру. Школьников нашли за 30 минут до начала -- просто не было никого. И делать было нечего. Ведущий Интера "Керн" ответил на предыдущую реалию (кто любил Пушкина, точнее, наоборот). Вопрос про "это я" Бурда, разумеется, облегчил донельзя -- ну и что?

А то, что народ отвечал так поздно -- так это его проблемы. Мы, наоборот, перед игрой очень боялись, что средний выигрыш будет 3000-3500 и готовились к худшему. Когда Белкин отрабатывал на нас эти реалии мы отвечали с первой-со второй -- но это, разумеется, потому, что мы не боялись приграть.

С другой стороны, на мой взгляд, мальчик из Интера очень хорошо показал, как можно играть, если не бояться проиграть. Брукман, конечно, слажал, но в полуфинале он выиграл сам, честно и со второй реалии.

АОа


owl Boris Veytsman, .