Всеамериканский фестиваль "Встречи на Мичигане"
7--9 октября 2000


Date: Wed, 11 Oct 2000 20:12:32 -0400
From: "dmitry" <dmitry@pharm.sunysb.edu>

Здравствуйте!

Не лепо ли нам бяшеть, братие, повесть о фестивале "Встречи на Мичигане"? Вижу, что лепо.

Отмазка: нижесказанное есть мое личное мнение, не выражающее мнения органов Интернет-клуба, игроков команды "Любезный Омар", Университета штата Нью-Йорк в Стони-Бруке, Организации стран - экспортеров нефти, и, возможно, меня самого через месяц-другой. Что сейчас помню, то пою.

СЛОВО О ПОЛКУ ОМАРОВЕ

Дмитрий Жарков

Пусть хотя бы попробуют угадать, какой буквы не хватает в слове "Чик-го" [...] прежде чем доставать кошелек из кармана.

О.Генри. "Младенцы в джунглях".

Город Чикаго, как известно, знаменит тремя своими жителями: мистером Твистером, Майклом Джорданом и Юликом Клебаном. Кто будет говорить про кого еще другого - не верьте тому человеку, он сам в Чикаго никогда не бывал.

А я в Чикаго наведывался уже в четвертый раз. И все три предыдущих раза были один лучше другого. Есть у них такой мелковатый водоем - озеро Мичиган, и на водоеме том каждую осень встречаются знатоки. Так мероприятие и называется - фестиваль "Встречи на Мичигане".

По мере подготовки, созвонов и переговоров, сепаратных и не очень, выяснилось, что "Встречи" этого года кардинально не будут отличаться от всех других американских фестивалей - а именно, не все сильнейшие приедут. Из Калифорнии собиралась всего одна команда при том, что сей штат может выставить три-четыре вполне способных побороться за призовые места. Из нью-йоркского клуба в конце концов приехали ровно два человека - Саша Ретах, капитан команды "Лямбда", действующего чемпиона США, и президент клуба Алик Волл. Бывшая же команда "Аппалачи", впоследствии "Змей Горыныч", впоследствии "Йцукенг-Qwerty", капитаном коей я имею честь быть, в очередной раз поменяла название - на этот раз на "Любезного Омара" (команде "Бостонские чайники" потребовалось всего полминуты, чтобы раскрутить смысл этого названия, а некоторым так вообще пришлось объяснять) - и тоже испытывала большие проблемы с составом. В конце концов из основного состава команды до Чикаго, кроме меня, добрались Борис Вейцман и Лев Горенштейн, он же Почтмейстер, он же граф фон TOPMO3. Андрей же Мягков порешил выступить отдельной командой, чем вызвал в нас вполне обоснованное уныние.

Мероприятие обещало быть. Мероприятие обещало быть интересным.

День нулевой.

Первым, кого я увидел, выйдя из самолета, был Алик Волл, прилетевший за два часа до меня. Вместе с ним мы пошли искать Юлика, который обещал торжественно встречать нас на выходе 1А. По странным капризам архитектуры аэропорта О'Хара и чикагского уличного движения Юлик не сразу, но нашелся в районе выхода 5А. На Юликовой квартире случился своеобразный штабной пункт, куда свозили беспризорных знатоков и каждые пять минут звонил телефон, и атмосфера была, как в палатке Наполеона перед Аустерлицем.

Была предварительная договоренность в пятницу вечером поехать к мягковцам в гостиницу общаться. Но вышел облом - их самолеты солидно подзадерживали (чикагские погоды осенью переменчивы, как сердца красавиц), а ехать общаться в субботу утром не очень-то и хотелось. Поэтому меня и Сашу Ретаха отдали на хранение Ане Штром, куда мы в конце концов - через ресторанчик и заезд за раскладушкой - и добрались. И увидели, что это хорошо.

День первый.

Фестиваль начинался в четыре, так что утро светило культурной программой. Культпоход имел место быть в Чикагский музей искусства. Поначалу впечатление было: "чисто, но бедненько", ибо восточные разделы, куда я направил свои стопы, были не ахти - с нью-йоркским Метрополитеном не сравнить. Но фотовыставка значительно повысила мое настроение (особенно портрет Медузы Горгоны, сработанный из кетчупа и спагетти), а Бёклин в зале европейского искусства XIX века и вовсе обрадовал.

Фестиваль начинался в четыре, так что было время перекусить и добраться до орденоносного университета им. Игнатия Лойолы, где традиционно проходят чикагские игры. Непонятно, правда, какое отношение главный иезуит имеет к этому учебному заведению - то ли учился там и был выперт со второго курса за революционную деятельность, то ли еще чего; портретов молодого Игнатия в кудряшках обнаружить в стенах университета не удалось, равно как и портретов пожилого Игнатия, толкающего речь с броневика. В общем, загадка природы.

Фестиваль начинался в четыре, так что оставалось минут двадцать доформировать команду. Еще с утра удалось соблазнить на эту тему Алика Волла. Это четыре. TOPMO3 привез с собой молодого человека по имени Дима Чулков, впоследствии оказавшегося экономистом. Это пять. Уже после того, как уселись за столик, Алик заметил в зале свою знакомую; Марина к нам примкнуть не отказалась. Это шесть. В промежутках происходили массовые возгласы "Ба, кого я вижу", пожатия рук и гулкие похлопывания по спине, по мере того как зал наполнялся знакомым народом. Народ приехал суровый. Ренегат Мягков привез сборную МГУ, в составе которой выделялись Андрей Львовский, Юра Вольвовский и Юля Жоголева. Из северных тундр Канады набежали торонтские орды из 16 человек плюс примкнувший к ним Влад Зарайский. За западенцев пахал пало-альтовский "Нонсенс" в самом что ни на есть боевом составе. Варяжский гость Миша Лейчкис возглавлял "Многогранник". Саша Ретах усилил и без того нехилую чикагскую команду Анны Штром, да и другие местные команды не производили впечатления статистов. В воздухе витал дух "Бостонских чайников", о которых было известно только одно слово - "Едут". В общем, отсутствие нью-йоркских команд и многих сильных калифорнийцев ощущалось, но не фатально.

Фестиваль начинался в четыре, так что действительно первый вопрос был задан в пять. К третьему вопросу - раненько для них - в зал торжественно ворвались "Бостонские чайники" (часть их, правда, приехала раньше, но мы ведь говорим "Чайники" - подразумеваем Гольдберг, don't we?). К двенадцатому вопросу мы поняли, что с вопросами что-то не так, потому что в первом туре ухитрились взять всё. К шестнадцатому вопросу мы поняли, что с вопросами все в порядке, потому что три из четырех второго тура слили. Дальше игра шла с переменным успехом. Вопросы были, действительно, весьма разного качества. От прекрасных вопросов о Набокове и "Декамероне", не взяв которые, хотелось грызть стол, до символа чревоугодия и материнской любви, после которого в зале повисла глухая тишина, нарушаемая разве что скрипом мозгов в тщетных попытках постичь логику автора; пианистом же Гендерсоном лично я буду пугать своих детей, когда они не будут слушаться.

Фестиваль начинался в четыре, так что отыграв два тура ЧГК и обнаружив, что время еще есть, было решено заодно уж отыграть и финал. Нас это устраивало как нельзя больше, ибо полкоманды не оставалось на второй день. В результате ЧГК мы довели до победного конца с 24/36, а "Чайников" с Мягковым развел только рейтинг, торчавший выше у жителей колыбели революции. После ЧГК начались посиделки под названием "Школа веселых и находчивых", на которую мы посмотрели-посмотрели, но решили, что устали и поехали к мягковцам в гостиницу общаться.

День второй.

Фестиваль начинался в четыре, так что второй день для чтобы служба медом не казалась решили начать в двенадцать. В полдень, натурально, а не наоборот. С другой стороны, начали его занятием сугубо внеконкурсным - "Интеллектуальным многоборьем". Бескрылки были легкие и мало, литературный покер вел я сам, так что впечатлений не осталось, а гвоздем программы, без сомнения, стал музыкальный конкурс, дело рук, ушей и стереосистемы Паши Лейдермана. Без сомнения, лучший музыкальный конкурс, который я когда-либо встречал. А всего-то и требовалось - десять заданий, в каждом звучат четыре музыкальных фрагмента, три из них объединены одной темой, четвертая - нет, надо назвать тему и "лишний" фрагмент. Куча забавных моментов, например, когда при оглашении ответов оказывается - то, что ты на 100% считал "Половецкими плясками", оказывается "Маршем гномов" :-). После "Многоборья" победителей и призеров ЧГК торжественно омедалили, а победителей еще и хрустально осовили. Потом перешли в другой зал, где начался второй зачетный вид программы - брейн.

В брейн выходили пять лучших приезжих команд и три лучших местных. Однако, поскольку половина "Любезного Омара" уже разъехалась, мы объединились с командой Анны Штром, которая тоже была не в полном составе, создали сборную "Любезная Анна", и освободили еще одно место. Любезный Юлик решил его отдать не чикагской команде, а приезжей, что фактически превратило брейн в парад заезжих культуристов - полностью чикагской была только "М^2", а "Многогранник", как уже говорилось, рулился железной германской рукой. Еще в брейне были "Чайники", Мягков, и две торонтских команды - "Колбаса" и КВН. В "Колбасе" на кнопке сидел Паша Малишевский, с которым я накануне поиграл в обжималки с потрясающе печальным для себя результатом - явно сильнее, чем "Фауст" Гёте. И еще был "Нонсенс", который в брейн играет явно сильнее, чем в ЧГК, не успевая затаптывать за минуту правильные версии. Компания что надо.

К сожалению, с самого начала стало ясно, что судьбу брейна решит соотношение свечек и кнопок - и тех, и других было предостаточно. Меньше всего нам хотелось получать кнопки против торонтцев. В четвертьфинале мы не без труда обыграли "М^2" и в полуфинале вышли на "Колбасу", обстрелявшую мягковцев. Полуфинал - по моим личным впечатлениям - был самым напряженным; проигрывая 1:3 (в основном на кнопках) мы в конечном итоге смогли пережать соперника до 4:3 (в основном на свечках). Кнопочная рука после полуфинала не слушалась меня минут пять. Во втором полуфинале "Нонсенс" в пух разнес "КВН". Таким образом, финал был повторением прошлогоднего в Лос-Анджелесе. Впрочем, не только по составу, но и по игре - после Малишевского я уже никого не боялся :-). 6:1 - и "Любезная Анна" выигрывает брейн. В зале, оказалось, делали ставки и кто-то даже проиграл 80 долларов. Приз за брейн дали сразу - графинчик и два стаканчика, с совами, разумеется, но, когда сервиз решили на месте бета-тестировать коньяком, оказалось, что в Лойоле нельзя :-(. Пришлось... (погрызено цензурой).

После брейна народ встал перед выбором: идти питаться (канун Йом-Кипура, начинается пост, после 18:20 кому нельзя, а кому и можно, да рестораны закрыты) или оставаться играть "Свою игру". Надо заметить, что, хотя Америка и родина "Jeopardy!" - "Своей игры", но на американских ЧГК-тусовках, похоже, начинает приживаться неортодоксальный ее вариант, отличающийся от ортодоксального лишь тем, что играют не индивидуалы, а пары игроков. Исторически связано это с тем, что желающих играть больше, чем имеющихся вопросов или времени, но все же второй раз - почти традиция. Вопросы для СИ любезно предоставил Анатолий Белкин, а вести взялся я. К удивлению немногих присутствующих, чикагцы взяли убедительный реванш за поражения в предыдущих видах программы: Борис Мандель и Леонид Бурда выиграли финал с более чем двукратным отрывом от соперников, причем такие отъявленные фавориты, как Горенштейн/Вейцман, Мягков/Жоголева и Гутман/Зарайский в финал даже не попали. Зато попали две пары "Нонсенсов", причем в одной из них играл Илья Мандель - племянник Бориса Манделя, но на сей раз в семейном споре молодость пролетела.

После всего этого разнообразия состоялся марш-бросок в еще третий зал, где развернулся последний вид программы - "Чикагская рулетка". Дотерпевшие до нее были условно разделены на четыре команды - "Любезная Анна", "Многогранник", "Нонсенс" и сборная Торонто. В полуфинале мы обыграли "Многогранник", а Торонто - "Нонсенсов", а в финале, несмотря на парочку вопросов а-ля ИГП, мы взяли верх над Торонто. За что нам опять был вручен кубок, и тут-то мы - благо уже не в Лойоле - его оттестировали. Оказалось, протекает.

Уже было все собрались расходиться, но тут: а) пришли "Бостонские чайники", б) наступил последний момент фестиваля - "Игра избранных". Слава богу, что меня туда не избрали - после всех игр, ведений и тестирований в голове творился даже не "Фауст" Гёте, а прямо дедушка и смерть Тарелкина. Зато сидевшие за столом выглядели возмутительно свежо и даже выиграли у телезрителей и радиослушателей с классическим счетом 6:5.

После бурных прощаний мы решили, что устали и поехали к мягковцам в гостиницу общаться.

День последний.

Будильник. Как, уже десять? А самолет в двенадцать???

Хорошо, что пробок и очереди не было.

К вечеру я решил, что устал (да и самолет задержали уже на полосе), но ехать к мягковцам в гостиницу общаться не получилось. Город не тот, хотя и 3-я улица Строителей.

Итак, подведем некоторые итоги.

Попытка нумерологической классификации фестиваля:

Вопросы ЧГК - 8. Вполне профессионально, но не без урода. Но зато и без апелляций.
Вопросы БР - 5. Много свечек и кнопок, но без откровенной лажи.
Проведение игр - 8. Ведущий себе сорвал горло без микрофона...
Оценка работы АЖ - 10. Не было его :-)))
Приезд-отъезд - 10. Всех встретили-проводили (насколько мне известно), разве что хлеб-соли не было.
Организация плановых мероприятий - 8. Я думаю, организаторы сделали все, что могли в воскресенье под начало Йом-Кипура.
Организация внеплановых мероприятий - ? В ресторан в субботу я не ходил, а других внеплановых мероприятий вроде не было. Ах, да, победителям обещали купание в Мичигане, но победителям было неохота проламывать ледок...
Проживание - 5. Опять же все по разным точкам, опять же общение усложнено. Но это скорее зависит не от организаторов.
Техобеспечение - 5. По минимуму (no frills, как говорят аборигены), но жить можно вполне. Бумажки есть, вода есть, а что результаты тура сразу на большом экране не высвечивались, как на украинских турнирах - ты не в Чикаго, моя дорогая.
Соперники - 7. 8 будет, когда соберутся все сильнейшие американские команды, больше - когда приедет кто-нибудь с исторической родины ЧГК.
Эмоциональная оценка фестиваля - 10. Как всегда в Чикаго.

Персонаж фестиваля: Павел Петрович Бажов, встретившийся три раза в вопросах второго дня. Под конец возникла идея объединить чикагский фестиваль с прошлогодним лос-анджелесским и написать Универсальный Вопрос Американских Фестивалей: что именно говорил о Бажове Марк Твен.

Напиток фестиваля: "Remi Martin". Антинапиток фестиваля: индийское вино.

Прожект фестиваля: даже два. Всеамериканский синхронный турнир и весенний фестиваль в Бостоне. "Будем работать, будем делать дело", как сказал бы Ильич-второй.

Десять главных впечатлений от фестиваля:

  1. Скульптура обнаженного Бальзака в Чикагском музее искусства.
  2. Гитара и преферанс в два часа ночи в отеле "Мариотт".
  3. Непосещение ресторана "Гулливер".
  4. Призовая (американская) книжка про историю тысячелетия, в которой было написано, что Петр III - сын Елизаветы, а гвардия после переворота называла Екатерину "little mother".
  5. Вадим Барановский, уточняющий ответ на вопрос про пианиста Гендерсона.
  6. Ни одной апелляции!
  7. Второй торонтский кнопочник, регулярно обжимавший Пашу Малишевского.
  8. Специфически американский анекдот: "Еду на машине. Впереди женщина едет. Вдруг тормозит резко, достает помаду и начинает губы подкрашивать. Я так испугался, что даже бритву в кофе уронил!".
  9. Передача местного русского радио "Почему мы так гово'им", в которой п'офессо' 'усского языка Аб'ам (фамилию забыл) долго объяснял, почему мы гово'им "пиа'" (авторский прононс по возможности сохранен).
  10. Осознание факта, что в католическом университете им. Игнатия Лойолы есть "Хиллель".

Хочу еще раз сказать огромное спасибо Юлику Клебану - главному организатору чикагского фестиваля, без которого бы ничего просто не было. Он тут меня обозвал игроком тысячелетия в США, так вот, Юлик, сам ты организатор тысячелетия. Не менее огромное спасибо Ане Штром, приютившей троих гостей, в том числе и меня. Спасибо редакторам пакета Владимиру Белкину и Елене Орловой, спасибо авторам вопросов, спасибо Павлу Лейдерману за музыкальный конкурс, Анатолию Белкину за вопросы для "Своей игры", соперникам за то, что приехали и не давали клювом щелкать.

Что забыл, что не сказал - меня друзья поправят, потом догонят и еще раз поправят. Но суть такая.

Cheers, Дима

Эту страничку посмотрели раз(а)


owl Boris Veytsman, .