Элитарное ЧГК в Интернете
2000

ТелеЧГК: за кулисами Интернета.

Константин Кноп

Статья подготовлена для газеты "Игра", N100. Перепечатывается с разрешения.

Я хочу поздравить всех любителей телевизионного ЧГК: начиная с 10 сентября 2000 года по телевидению идет СОВСЕМ ДРУГАЯ игра. Это и очень здорово, и очень неожиданно! Возможно, именно этого дня мы терпеливо ждали, когда ностальгировали по старым телеиграм с книжными шкафами и голосом Тамары Вешняковой в паузах.

Что же изменилось? Начну со своих впечатлений телезрителя.

В русском языке за один вечер слова "всемирный разум" стали новым ругательным выражением. Раньше мы боролись со всемирным империализмом, потом - со всемирным масонским заговором, теперь, видимо, пришел черед всемирного разума. Во всяком случае, именно так Владимир Ворошилов выстроил сюжетную интригу этой первой сентябрьской игры.

Да разве дело в интриге одной игры?! Сменилось само амплуа режиссера-ведущего. Что мы все постоянно видели (и не видели) раньше?

Теперь же, думается, ситуация стала совсем иной. Ворошилов играет как бы заодно и с телезрителями, и со знатоками. Не дожидаясь конца минуты, он откровенно говорит Друзю: "Да ладно, я все понимаю, у вас давно ответ готов, хватит тянуть волынку и пудрить мозги команде Интернета, - отвечайте!" И принимает ответ без единого возражения, без попытки что-либо переспросить, уточнить, надавить...

А против кого же они вместе играют? А вот в этом-то и фокус! Противник - безликая масса, тысяча (чуть больше, чуть меньше, не имеет значения) заинтересовавшихся этим действом посетителей Интернета. "Всемирный разум". Почему у этого разума мозг величиной с горошину? Потому что опух...

Нет, я не шучу, я полностью серьезен: сделать всемирный разум козлом отпущения - совершенно гениальная находка. Как только я осознал, что Ворошилову уже не надо бороться против знатоков, мне снова стало интересно смотреть игру. Мне кажется, что она имеет все шансы стать Игрой с большой буквы. И дело даже не в том, что знатоки уже не водят хороводы вокруг елки и играют своими слаженными командами, а именно в изменении парадигмы отношений между ними и Крупье.

Теперь, увы, приходится в этот сладкий коктейль впечатлений влить порцию чего-нибудь отрезвляющего. Перехожу ко второй части марлезонского балета - впечатлениям интернетчика.

Для меня эта игра не была первой: я участвовал в обеих пробных играх 27 августа, а также в закрытом от широких масс посетителей "прогоне" (в тот же день, до пробных игр). После этого, обменявшись впечатлениями с еще несколькими участниками игр, я написал обстоятельный разбор игрищ с точки зрения интернет-пользователя. К чести "Рамблера" и ТВ "Игра", они за неполных две недели сделали многое из того, о чем говорилось в этом письме. Остальное - наверное, не успели.

Тем не менее, на минувшей игре появились и новые "баги". Перечислю их здесь, в основном, затем, чтобы читатели, имеющие выход в Интернет и встретившиеся с проблемами во время игр за команду Интернета, не блуждали в потёмках и не считали этии проблемы своими. (Очень надеюсь, что к следующей игре все будет поправлено, но береженого бог...)

Итак, первое. Почему-то далеко не всем в Интернете удается увидеть, что игра ИДЕТ (или вот-вот начнется). Человек заходит на игровой сайт, вводит зарегистрированный логин и пароль, а в ответ получает сообщение "К сожалению, в настоящее время игра не проводится". Вот те нате...

Второе. Кажется, в третьем раунде игровой сервер перестал справляться с нагрузкой. Говоря программистским сленгом - упал. Все известные мне участники игры получили сообщение типа "too many users" (я сразу опросил более 40 человек, а после игры повторил утверждение об упавшем сервере на листе рассылки - и никто его не опроверг). Я видел на экране ТВ, что какие-то версии от Интернета продолжают поступать, но даже и там было видно, что их количество сильно поредело. Через какое-то время сбои заметил и Ворошилов, сказав в эфир, что он видит версии ответов на предыдущий вопрос. Дорогие товарищи-господа из Рамблера! Ну нельзя же так. Нельзя объявлять WWW-адрес по центральному каналу телевидения и при этом заранее не убедиться, что сервер и канал связи выдерживают, скажем, пятикратную перегрузку. Чего вы этим добьётесь? Это рекламная акция или антирекламная? Да, допустим, играют в Интернете несколько тысяч человек, а ТВ смотрят миллионы. Однако... Есть такая старая мудрость: можно обманывать всех, но не постоянно, можно обманывать постоянно, но не всех. Но постоянно обманывать всех - абсолютно невозможно. Это, кстати, относится и к рекламным текстам типа "На Рамблер приходится 70 процентов всей активности русского Интернета". Такая реклама у людей, знающих реальную ситуацию, вызывает только усмешку.

Третье. Технические мелочи. Помня о проблемах на пробных играх, я на всякий случай открыл у себя обе Web-программы - и "Нетскейп", и "Эксплорер". И там, и там вошел под своим паролем. Каково же было мое удивление, когда в одном месте мне сообщили, что идет раунд 1, а в другом - что идет раунд 2! И эта чехарда повторялась постоянно. Когда после какого-то очередного раунда (то ли шестого, то ли седьмого) меня, наконец, снова впустили на игровой сайт, там гордо реяла надпись "одиннадцатый раунд".

Четвертое. О минуте обсуждения в команде Интернета. Увы, пока это не минута. Или же она непредсказуемо сдвинута относительно минуты на телеэкране. Во всяком случае, на 50-й секунде ответов уже не принимали. И вместе с тем, полный текст вопроса с японскими хокку появился на мониторе существенно раньше, чем Крупье закончил его читать. Соответственно, в том раунде интернетчики имели секунд на 10 больше (или не имели, но тогда опять на 50-й секунде у кого-то не взяли ответы).

Пятое. О гласности и антигласности. Это уже не нынешняя проблема, а пожелание на будущее. Для успеха всей игры очень нужно, чтобы Интернет-состав мог хотя бы в какой-то мере чувствовать себя командой. Это не значит, что нужно срочно менять правила и формировать шестерки интернетчиков. Но что обязательно нужно сделать - так это обеспечить публикацию достоверной статистики по каждому раунду игры. Что-то типа такого: "играло столько-то человек, сдано столько-то ответов, наиболее массовым (столько-то голосов) оказался ответ такой-то, второй по численности ответ - такой-то (столько-то голосов), третий - такой-то (столько-то голосов)". В разборе пробных игр я писал, что в принципе это совершенно несложно реализовать прямо в реальном времени, то есть к концу раунда. (И это же эффектно, черт возьми! Обыватель смотрит ТВ и поражается: ты гля, эта штуковина у Рамблера за минуту не только один ответ считать умеет, а еще и кучу всякой всячины.) Но даже если это не сделано по ходу игры, это обязательно надо публиковать на сайте после игр -- дабы никто не имел оснований сомневаться, что Интернет-знатоки действительно взяли очень сложный вопрос с ответом "простота" и не взяли вопросы про Эйнштейна и про "Красную Москву". Кстати, нигде внятно не сказана еще одна вещь: "фруктовое мороженое" и просто "мороженое" засчитывается за один ответ или считаются разными?

И еще одна проблема - к сожалению, ставшая в новой игровой модели даже более актуальной. Имя ей - "свечки". Вопрос про анаграмму AVIDA DOLLARS игрался много раз. Фраза Эйнштейна о слепом жуке, ползущем по поверхности шара, тоже широко известна. И если в "бинарной" модели (знатоки против зрителей) такие штуки легко компенсировались сложными вопросами, то в новой "тернарной" ситуации все уже не так просто, и для зрелищности новой игры свечки, по моему мнению, нужно изживать целиком и полностью.

Закончу эти размышления информацией для всех интернетчиков, которые сталкивались или столкнутся с техническими проблемками во время игр. Если у вас есть IRC, зайдите с самого начала игры на один из IRC-серверов Интернет-клуба ЧГК: capital.lk.net или expert.cc.purdue.edu, канал #znatoki. Мы стараемся дублировать все вопросы туда с опозданием не больше чем на 10 секунд. В любом случае - Вы больше не будете одинокими волками, а станете членами Всемирного Разума.

Ответ г-на Рамблера К. Кнопу

Спасибо за помощь! Мы, действительно, работаем круглосуточно над этой игрой. И те кто действительно понимают, понимают (:-)), что проект - очень сложный. Но мы стараемся. Лажа не нужна никому.

С уважением,
Господин Рамблер
(Михаил Ханов
АО Рамблер
Управление маркетинга
Директор
khanov@rambler.ru
http://rambler.ru)

Эту страничку посмотрели раз(а)


owl Boris Veytsman, .